Вы здесь

Юрист, общественник
10 июля 2019 - 13:19 Просмотров: 1957

Страшные тайны саратовских застройщиков

Прошел год с момента обнародования письма застройщиков Абасова и Черновой. В нем были подробно раскрыты схемы увода городской земли.

За это время арестованы чиновники городского комитета по управлению имуществом, а сами Абасов и Чернова переехали из СИЗО домой - под домашний арест.

Мои публикации вдохновили Галину Чернову и ее адвоката на новые откровения. За три часа общения не хотелось прерываться даже на чай. Лишь адвокат Андрей Боус выходил перекурить пару раз. Мне, как практикующему юристу, было интересно узнать, кто и зачем придумал такую сложную схему распределения городской земли, а также пути встраивания застройщиков в эту схему.

Сразу хочется отметить: отношусь к Черновой с Абасовым абсолютно нейтрально, никакие деловые или личные связи нас не связывают. Мой интерес к схемам распределения городской земли и тайнам застройщиков абсолютно профессиональный. Чтобы не утомлять читателя нашим трехчасовым диалогом, фиксирую наиболее интересные моменты.

«Как попасть в топ 2 застройщиков»

Свою «строительную карьеру» Галина Чернова начинала в компаниях семьи Гафановичей обычным юристом. Во время работы познакомилась с Алексеем Абасовым. Тот купил в долях с Львом Шлемовичем первый земельный участок. Это было начало пути Абасова-инвестора. Тогда строил «Дубль», а Абасов лишь получил долю в доме в виде квартир. Дальше - больше. Покупались через риэлторов, а позже у «своих» людей земельные участки.

Начиналась работа по получению градпланов и разрешительной документации. По закону не получалось. Чиновники отказывали. Приходилось идти в суды. Первый опыт судебного спора был успешным. Судья Ефимкина удовлетворила требования Абасова, понудив городскую администрацию выдать необходимые документы. Затем жалоба в областной суд от города. Саратовский областной суд отправил дело на новое рассмотрение.

Через полтора года судебных тяжб Чернова и Абасов пришли на поклон в КУИ, обговорили условия работы и получили «зеленый свет». Препонов и задержек в выделении земли и получении разрешений на строительство больше не было. Утром - деньги, вечером - согласования от администрации. Административные регламенты работали как часы с хорошо смазанным механизмом.

Как утверждает Чернова, сейчас эти часы «сбились». По слухам, доносящимся до нее, новый городской глава категорически отказывается заниматься земельными вопросами. «Ничего подписывать не буду. Не хочу оказаться там, где Прокопенко. Дайте мне доработать нормально» - так интерпретирует Галина Чернова слова нынешнего саратовского градоначальника.

За несколько лет, по данным единого реестра застройщиков (ЕРЗ), группа компаний Абасова вошла в региональный топ-2. Второе место Абасову и Черновой досталось по праву при поддержке администрации города Саратова. Это говорит лишь об одном - застройщиков город уважает, любит и поддерживает. Не безвозмездно, конечно же…

До сих пор Галина Чернова уверена, что если бы не уголовное дело и СИЗО, они бы с мужем достроили свои дома и отдали дольщикам квартиры. Даже после «закрытия» в СИЗО Алексея Абасова она получала предложения о помощи от других саратовских застройщиков. «Дома можно было достроить», - уверена она.

Ее оптимизм опровергается словами, сказанными в конце нашей беседы: «В день ареста Абасова из фирмы уволились ВСЕ сотрудники».

Вместе с тем, Чернова признает, что проблемы начались в 2015-2016 годах, когда спрос на жилье стал резко падать, у людей закончились деньги покупать квартиры. А в 2017 году конкуренты развязали масштабную кампанию в СМИ по «очернению» строительных фирм Абасова.

«Вся городская земля разделена на 5-6 человек»

Чернова внимательно следила за заседаниями городской комиссии по инвентаризации городской земли. Удивлена, что работа комиссии уже завершена и согласна с тем, что вся земля «записана» на 5 человек. Среди этих фамилий я не услышал фамилий Писного, Гафановича, Колесниченко, Курихина или Шамхалова.

Один из этих 5 поставщиков городской земли уже сидит в СИЗО по делу о мошенничестве. Остальные фамилии не буду называть, чтобы не мешать работе правоохранительных органов.

Эти 5-6 человек, как считает Чернова, «из заводских», и они представляют городскую администрацию. Все сделки с земельными участками тоже «обслуживают» чиновники городского КУИ. Даже на встречи от лица продавцов городской земли приезжают муниципальные чиновники.

«Мама и папа»

Все вопросы по продаже городской земли решали в городе два человека - «Папа» и «Мама». Все чиновники, с которыми приходилось общаться Черновой, бегали решать вопросы на Первомайскую. «Папой», как полагает Чернова, называют покойного градоначальника, а «Мамой» - Наталью Масютину.

Без «Папы» и «Мамы» выделение земли и городское строительство, как мы видим сейчас, встало…

«Не горюй-команда»

Не все мгновенья в бизнесе бывали приятными. Были и проблемы.

Открывается дверь, в офис Абасова заходят прокуроры и сотрудники БЭП. Так называемая «Команда-не горюй». Проверка. Выносят ВСЕ. Вообще все: компьютеры, документы. Парализуют работу бизнеса полностью. Проверяли договора с дольщиками. Договора были «кривые»: займ, предварительный договор. Без регистрации в регпалате.

Чтобы решить такой вопрос нужно «занести» в прокуратуру города не менее «единички». На следующий день после оплаты те же сотрудники БЭПа все документы и технику заносят обратно и расставляют по местам. Вот такой сервис.

Позже нашли «друга» в областном БЭПе. Этот «друг» перед выездом очередной проверки «не горюй-команды» звонил и по сотовому телефону говорил кодовую фразу «к вам выезжают гости». Сразу после этого всех сотрудников распускали по домам, офис закрывался, а ОБЭПники с прокурорами «целовали» закрытую дверь офиса и уходили ни с чем. Кстати, приезжала «не горюй-команда» на одной и той же машине с запоминающимся номерами «008».

«Друг» из БЭПа тоже был небесплатный: на бабушку сотрудника полиции пришлось оформить Тойоту Камри, а на его тещу - две квартиры в строящемся ЖСК «Нагорный». Кроме того, периодически сотрудникам БЭПа нужны были «живые» деньги и «абасовские» фирмы помогали полицейским с обналичкой.

Правда, с машиной не очень повезло: ОБЭПник попал на ней в ДТП и самостоятельно решал все вопросы со страховой компании. С квартирами тоже не повезло: сейчас теща сотрудника БЭП пополнила ряды обманутых дольщиков.

Кстати, до возбуждения уголовного дела в отношении Абасова и Черновой, «не горюй-команда» предлагала свои услуги по «решению проблем». Но жадность Абасова и лопнутое терпение Черновой все сгубили.

Сейчас эти эпизоды «славной биографии» саратовских застройщиков не интересуют ни СКР, ни МВД. «Факты не подтвердились» - как утверждает следователь городского СУ СКР по Саратовской области.

«Как обманывают банки»

Приходилось сотрудничать с банками и кредитными брокерами. Огромный поток кредитов выдавали банки «Уралсиб» и государственный «Россельхозбанк». К примеру, квартира стоит 800 тысяч рублей. Денег у покупателя нет даже на первоначальный взнос. Для банка «делается» справка, что квартира стоит 1 миллион рублей и якобы первоначальный взнос покупателем уже оплачен напрямую на счет застройщика. Кредитные брокеры помогают «протащить» через службу безопасности банка такой пакет липовых документов.

Помогают не бесплатно. Брокеры берут порядка 50 тысяч рублей за помощь в получении кредита. Банкирам перепадала половина комиссии с каждого кредита.

Кстати, потом по этим «липовым» справкам некоторые дольщики включаются в реестр на всю сумму, включая «неоплаченный первоначальный взнос».

«Страховка Крыма»

Жилые дома и квартиры, возводимые застройщиками, должны страховаться. Проблемы со страхованием были всегда. Страховые компании, собирали деньги застройщиков и лопались, как мыльные пузыри. В какой-то момент появились банки и кредитные брокеры. Они вместо страховых компаний гарантировали банковским капиталом обеспечение прав дольщиков. Однако оплату, как не странно, банки брали не сами, а просили перечислять на счета компаний, многие их которых зарегистрированы в республике Крым. Все платежки имеются на руках. Когда наступил страховой случай и достроить дома не получилось, «крымские фирмы» пропали.

«Курорт миллионеров»

В Испании есть курорт Марбелья. Его называют курортом миллионеров. С экс-председателем саратовского КУИ Еленой Салеевой и детьми Галина Черновой любила отдыхать именно там. Оплачивал эту поездку, по словам Черновой, ее супруг Алексей Абасов. Сувениры из этой поездки до сих пор стоят на кухне Галины Черновой, а чай из испанской кружки пьет теперь Андрей Боус.

Оказывается, Елена Салеева и Галина Чернова еще 25-летними девчонками работали вместе в областном правительстве. Опыт, как говорится, не пропьешь.

«Нас с Еленой Салеевой связала земля» - смеется Галина Чернова. Оптимизма г-же Черновой не занимать.

«Когда друг оказался вдруг...»

Мать троих детей Чернова попала в СИЗО по глупости. Находясь дома под арестом, получила просьбу от компаньона по бизнесу - Косенко. Через сестру тот просил переписать принадлежащие ему квартиры на дочь. Обратившийся был не просто компаньоном по бизнесу, но и другом. Чернова перепроверила – квартиры действительно принадлежали ему. В момент оформления документов в дом влетела команда оперативников. «Друг» оказался вдруг и не друг, и не брат, а агент оперативников. Этот самый «друг» заключил сделку со следствием и таким образом помогал оперативникам. Галина Чернова «уехала» в СИЗО мгновенно. С ней в СИЗО попали два юриста, помогавшие в составлении документов, и сестра Черновой.

«Из СИЗО не хочется уезжать...»

«Прошла тюрьму и теперь тюрьмы не боюсь», - утверждает Галина Чернова.

В СИЗО не страшно. Кормят, не обижают. Телевизор и холодильник есть. Вентилятор после визита членов ОНК получила. Лекарства передают с воли.

Женская часть СИЗО вообще образцово-показательная. Арестантки, сидевшие с Черновой, которым есть, с чем сравнить, называют саратовское СИЗО «санаторием». Некоторые даже отказываются покидать изолятор, когда оканчивается срок заключения под стражу. «Дома не ждут, совсем некуда идти, оставьте меня здесь» - передает слова своей соседки Галина Чернова.

Другие соседки по камерам, переведенные из соседних регионов, удивлены, что в Саратове нельзя «заказать» мальчиков на выезд и сотовый телефон.

Вместе с тем жалобы на заключение под стражу Галина Чернова писала регулярно. Ответ был один - отказ. И лишь после смены руководства областного суда наметилось «потепление»: суды стали реже заключать под стражу и выпускать под домашний арест тех сидельцев, которые «засиделись» слишком долго в СИЗО.

Самое тяжелое - следователь не давал свиданий и угрожал отправить детей в детский дом. Только после сотни жалоб в прокуратуру на отказ в свиданиях, первое свидание с детьми было «подарено» Галине Черновой на ее день рождения.

ОПС застройщиков

Абасов, Чернова и ряд лиц обвиняются, помимо обмана дольщиков, в создании организованного преступного сообщества. Следствие полагает, что застройщики покупали участки, незаконно меняли вид разрешенного использования и оформляли разрешительные документы, чтобы построить и обмануть дольщиков, завладев их деньгами.

Чернова и адвокат Андрей Боус смеются: «Зачем обманывать дольщиков, если строительный бизнес в любом случае прибыльный? Зачем покупать огромные участки, начинать стройку, если хочешь сбежать с деньгами? Разве мы бы не сбежали, если бы была такая цель?»

Однако друзей Черновой уголовное дело напугало. Они в срочном порядке получили «гринкарту» и уехали в США.

Банкротство

Сейчас идет личное банкротство Абасова и Черновой. «Самобанкротство». Они уже не в браке. Брачный контракт один и действует еще с 2007 года, то есть задолго до возбуждения уголовного дела и банкротства. Имущество поделено. Сестра Черновой тоже в банкротстве

В банкротствах обоих основной кредитор общий - Банк «Синергия», которому заложено все имущество. После продажи личных машин, квартир, помещений и других активов бывших супругов долг перед банком, по мнению Черновой, будет погашен на 100 процентов. Однако дольщики и другие кредиторы не получат ничего.

Сейчас все арестовано в рамках банкротного дела, реализация затруднена.

Арбитражный управляющий Черновой по фамилии Злобин шлет ей письма. Интересное наблюдение - письма от арбитражного управляющего приходят в конверте с надписью «Депутат Саратовской городской думы Марков Виктор Константинович».

Галина Чернова очень хочет встретиться с городским депутатом и прояснить этот маленький казус.

«Платежку в «Единую Россию» я найду»

В беседе с Черновой она подтвердила, что финансировала выборы в городскую думу. Миллион рублей ушел на счет регионального отделения партии. Сейчас для Галины Черновой, по ее словам, дело чести «найти платежку, опубликовать ее и опровергнуть слова Николая Панкова».

После пожертвования на счет партии, городские власти выдали компаниям Абасова очередное разрешение на строительство.

Сладкая месть

Во время нашей беседы с Галиной Черновой меня мучил вопрос, который я задавал неоднократно: «Зачем вы сдаете спецслужбам своих друзей, знакомых и людей, которые Вам помогали по бизнесу? Краснова, Салееву, сотрудников ОБЭПа и прокуратуры, других лиц?»

Ответ прост и прозаичен. Абасов и Чернова хотели заключить сделку со следствием. Фамилии чиновников и сотрудников правоохранительных структур были той самой надеждой на «сделку». Прокуратура отказалась принимать такие «откровения». Но фамилии названы, обратного пути уже нет.

«Принцип неотвратимости наказания, к сожалению, не работает» - переживает Галина Чернова…

Сейчас ее будни заняты ознакомлением с материалами уголовного дела в ГСУ МВД по Саратовской области. В перерывах - участие в делах в арбитражном суде. Выходные Чернова пишет жалобы. Около четырех сотен поданных ею жалоб остались без удовлетворения…

По утверждению следователей, если энергию Черновой направить в другое русло, много бы дел было раскрыто…

Надежда Черновой

Галина Ивановна надеется на то, что предварительное следствие будет проведено в суде первой инстанции. Она хочет четко знать, сколько украла у дольщиков. Негодует, что вложенные в строительство средства – землю, фундамент, кирпичи и блоки, а также зарплату и налоги следователь тоже считает украденными.

Депрессией Чернова не страдает. Энергии и оптимизма у нее, хоть отбавляй. Боец!

Сейчас она готовит жалобу в Европейский суд по правам человека на перевозку в автозаках и содержание в конвойном помещении Октябрьского районного суда. «Жутко холодно зимой, жарко летом, нечем дышать, тесно и темно, сухпаек на целый день при диабете» - вот основные претензии госпожи Черновой.

Адвокат Андрей Боус добавляет, что они внимательно следят за сходными делами по всей России и радуются оправданию первого застройщика в Саратовской области из компании «Саратовгесстрой»…

Статьи