Вы здесь

Мэрская мафия. Как городская власть строит семейный бизнес

Недавно избранный председателем постоянной комиссии гордумы по градостроительству, ЖКХ, архитектуре, земельным ресурсам, бизнесмен Алексей Полянский уже не раз процитирован саратовскими СМИ. Так, например, как следует из его яркого выступления на подведении итогов публичных слушаний по проекту бюджета Саратова на 2017 год, депутат заявил, что «инфраструктура Саратова развивается» и на его территории уже реализовывались масштабные проекты по благоустройству городской среды. ЦЖР «Медиаликс 64» выяснил, что являющийся кандидатом социологических наук Алексей Михайлович не понаслышке знает, как реализовывались некоторые проекты по «благоустройству города», а его семья даже немного на этом заработала.

Высокопоставленные фамилии

Биография Алексея Полянского наводит на размышления о том, как при столь скромном образовании, Алексей Михайлович смог добиться больших карьерных успехов и даже получить кандидатскую степень. Он окончил пугачевский гидромелиоративный техникум, затем - заочно – два вуза (исторический факультет СГУ и ПАГС по специальности «Государственное и муниципальное управление»). При этом, поступив в Саратовский государственный университет в 2001 году, он уже через 6 лет - в 2007 году - в Институте МВД защищает кандидатскую диссертацию по социологии. В сентябре 2016 года он избирается по одномандатному округу в гордуму: возникший из ниоткуда «остепененный» бизнесмен победил в ИО №16 (Ленинский район) с солидным отрывом от соперников (за него проголосовало 11 тысяч 745 избирателей, а за его ближайшего конкурента, коммуниста Андрея Карасева, работавшего в гордуме прошлого созыва, только 4 тысячи 874 саратовца).

История предпринимательского успеха Полянского оказывается тесно связана с муниципальными заказами и семьями высокопоставленных сотрудников мэрии Саратова. Судя по сведениям базы данных Seldon.Basis, фамилия саратовского депутата фигурирует в четырнадцати коммерческих компаниях (действующих или ликвидированных). Кроме того, в некоторых их этих фирм в качестве совладельца или бывшего совладельца присутствует имя Любови Полянской. Наряду с ней в истории деятельности аффилированных депутату гордумы юрлиц замечены и родственники высокопоставленных сотрудников администрации Саратова - заместителей главы города Валерия Сараева.

Например, в истории двух фирм - ООО «Оазис», деятельность которого на настоящий момент прекращена, и ООО «ССК» - в качестве бывшего совладельца указан Вячеслав Андреевич Гнусин (сын замглавы администрации Саратова по градостроительству и архитектуре Андрея Гнусина). Кроме того, еще четырьмя компаниями - ООО «Саргорстрой», ООО «Сарбилдинг», ООО «АвтогрузЪ» и ООО «ССК» - Полянский в разное время владел совместно с Татьяной Петровной Гнусиной (на настоящий момент она вышла из состава учредителей).

Среди партнеров депутата-бизнесмена в базах данных часто упоминается и фигурант громкого коррупционного скандала, бывший директор МУП «СпецАТХ», экс-руководитель муниципального ОАО «Жилкоммунтехника» и, как писали СМИ, обладатель двойного гражданства (российского и германского) Алексей Вишняков. В 2010 году ИА «Взгляд-инфо» сообщало, что сотрудники УБЭП усмотрели в его действиях на посту директора «Жилкоммунтехники» признаки состава преступления, предусмотренного статьей 160 УК РФ (присвоение или растрата), однако тогда менеджеру удалось избежать уголовной ответственности - благодаря наличию связей и двух паспортов.


Алексей Вишняков (филиал ЗАО «Управление отходами»)

В настоящее время Алексей Вишняков в качестве руководителя саратовского филиала ЗАО «Управление отходами» является лоббистом столичной управляющей компании «Лидер», которая не только фактически монополизировала саратовский бизнес по сбору и утилизации отходов, но и забрала в концессию МУПП «Саратовводоканал». Также он является совладельцем ООО «Азимут» с долей 27,78 процента (у Алексея Полянского - 36,12 процента). Их бизнес-партнером в этой фирме является Герман Никитин, сын замглавы администрации Саратова по экономике Алексея Никитина, который уступил долю в фирме отпрыску после возвращения на муниципальную службу в январе 2016 года.

Еще одна коммерческая организация, к которой имеет непосредственное отношение Полянский, - ООО «Сар-Эско» - позиционируется как часть целой группы компаний, наряду с ООО «Саргорстрой», ЗАО «Приволжводпроект» и ООО «СарБилдинг». Она засветилась в качестве исполнителя муниципального контракта, который, как оказалось, проводился именно для освоения бюджетных денег силами «особо приближенной» организации.

Парковочный распил

В сентябре 2010 года в рамках разработки направления транспортного развития города, администрация Саратова заключила контракт на составление схемы размещения объектов хранения автотранспорта. Несмотря на то, что к этому моменту данная работа уже много лет велась специалистами «Саратовгражданпроекта» и, как писало ИА «СарБК», охватила все проблемные точки и транспортные узлы Саратова, руководство города предпочло продолжить эту работу с новым подрядчиком. По итогам конкурса схему размещения автостоянок было поручено разработать компании Полянского - ООО «Сар-Эско» (с июня 2009 года по март 2014 года он был гендиректором данной фирмы). При начальной (максимальной) цене контракта в 1 миллион 41 тысячу 661 рубль ООО «Сар-Эско» победило с ценой в 850 тысяч рублей, тогда как «Саратовгражданпроект» остановился на 998 тысячах рублей. Кроме того, компания Полянского пообещала, что выполнит работу за 80 дней, то есть на 8 дней быстрее конкурента. Примечательно, что в апреле 2010 года администрация сообщала о выделении на разработку схемы размещения объектов временного и постоянного хранения автотранспорта 2,5 миллиона рублей, но, как видим, в итоге стоимость проекта была снижена в 2,5 раза, поэтому, возможно, именно уменьшение цены отбило желание участвовать в торгах у серьезных проектных организаций.

В декабре того же 2010 года на заседании постоянной комиссии гордумы по промышленности, транспорту, связи и торговле информацию о работе мэрии над оздоровлением транспортной ситуации представлял и.о. председателя комитета по архитектуре и градостроительству Андрей Гнусин (как мы теперь знаем, члены его семьи являлись деловыми партнерами Полянского). Как сообщал официальный сайт Саратовской городской думы, чиновник сообщил депутатам, что стоимость разработки схемы размещения объектов временного и постоянного хранения автотранспорта на территории Саратова составила 850 тысяч рублей. При этом депутаты Виктор Сафьянов и Андрей Иващенко подняли вопросы сохранения зеленых насаждений при расширении улиц, а также соблюдения стандарта минимальной ширины пешеходной зоны при создании дополнительных парковочных мест вдоль городских улиц. Андрей Гнусин дал им гарантии, что «оба вопроса будут учтены при разработке документации, а сама она будет готова к концу декабря».

Несмотря на убедительное выступление перед депутатами Гнусина, дотошные журналисты сразу же раскопали, что согласно данным ЕГРЮЛ компания «Сар-Эско» занимается арендой собственного нежилого недвижимого имущества, арендой транспорта и оборудования, но ни слова о проектной деятельности в ее учредительных документах на тот момент не было. Между тем в конкурсной документации говорилось, что требуемый от исполнителя контракта опыт в разработке градостроительной документации составляет 3 года, в то время как у института «Саратовгражданпроект» на тот момент он составлял 38 лет.


Замглавы администрации Саратова Андрей Гнусин

В той же статье ИА «СарБК» замдиректора по архитектуре и градостроительству института «Саратовгражданпроект» Виталий Желанов, комментируя итоги торгов, возмущался: «Мы вовсе не навязываем свои услуги. Но при добросовестной конкурентной борьбе обязательно имели бы свою часть рынка. Здесь надо вести речь и о том, что в Саратове не принято прислушиваться к мнению профессионалов. У нас есть лишь имитация некого совета. В какие-то комиссии входят люди от администрации, от депутатского корпуса и от общественности. В последней символически обозначены специалисты-проектировщики».

В настоящее время Виталий Анатольевич, занимая пост главного архитектора Саратова и являясь подчиненным Андрея Гнусина, о той истории вспоминать не хочет. Более того, он сменил свое мнение на противоположное. «Раз конкурс проведен, значит все прозрачно. Больше я ничего говорить не буду», - заявил он корреспонденту «Медиаликс 64».

Между тем главный инженер института «Саратовгражданпроект» Михаил Коновалов рассказал нашему изданию, что ему ничего не известно о том, как отразился на развитии Саратова за последние семь лет масштабный проект размещения парковок.

«Никакой реализации этого проекта в городе я не вижу. Но она и невозможна. Отведение места под стоянку проблему не решает. Потому что общетранспортная схема города - это комплексная задача, и решение ее тоже должно быть комплексное. Даже если мы запланируем на определенном участке большую хорошую стоянку, мы обнаружим, что улицы, которые примыкают к этому участку, не соответствуют никаким нормам, и попытка разместить стоянку лишь еще больше усугубит ситуацию. Кроме того, очень мало участков, соответствующих требованиям о размещении стоянок. Для чего понадобилось в 2010 году заказывать проект размещения мест для хранения автотранспорта, если другие проблемы не решены, - этот вопрос не ко мне. Насколько я знаю, за прошедшие шесть лет эти объекты в городе так и не появились. Было построено несколько стоянок, но все они сооружены частными лицами, и почти все неудачные. В новых микрорайонах проектируются стоянки, но не строятся: говорят, это не выгодно инвесторам», - пояснил Коновалов.

Что же касается самой проектной организации, главный инженер института не смог вспомнить о ее заслугах на рынке проектировщиков в Саратове: «Я хорошо ориентируюсь на рынке проектных организаций Саратова, но об ООО «Сар-Эско», честно говоря, узнал только от вас. Не знаю, проектная ли это организация вообще. Очень легко нарисовать красивую схему размещения стоянок. На самом деле это большой комплексный градостроительный проект. Это определенные расчеты, которыми должны заниматься профессионалы».


Глава Саратова Валерий Сараев

За время, прошедшее с момента получения муниципального заказа, изменило свои данные и ООО «Сар-Эско». Теперь на сайте компании указано, что сфера ее деятельности «Проектирование зданий и сооружений любой сложности (жилые, промышленные, складские и пр.), дизайн», а также что фирма «является проектной организацией и представляет собой сплоченную профессиональную команду» со среднесписочной численностью 15 человек. Датой начала деятельности указан 2001 год, но отчет о выполненных проектах ведется почему-то только с 2010 года. Именно с этого времени, то есть вскоре после появления в качестве гендиректора Полянского, у предприятия появляется масса муниципальных заказов. Вот только некоторые из них:

- Выполнение проектных работ на ремонт кровли 28 жилых домов в Волжском районе г. Саратова.

- Выполнение работ по разработке проекта планировки территории общего пользования муниципального образования «Город Саратов» (Волжский район).

- Выполнение работ по разработке проекта планировки территории муниципального образования «Город Саратов» - жилой район «Мирный» (Кировский район);

- Выполнение работ по разработке проекта планировки территории общего пользования муниципального образования «Город Саратов» (Кировский район);

- Разработка проектно-сметной документации на ремонт внутреннего электроснабжения здания МОУ «Гимназия №2» г. Саратова;

- Разработка проектной документации по ремонту кровель 12 жилых домов в г. Саратове.

Это далеко не полный список контрактов, но он дает представление о степени близости к администрации Саратова фирмы, не известной профессионалам-проектировщикам. Неизвестно, как были реализованы эти проектные разработки, но по проекту размещения в городе автостоянок ясность есть - стоянок нет. Прошло уже шесть лет, и мы предлагаем вам убедиться, появились ли «места размещения объектов автотранспорта» по следующим, указанным в проектной документации, адресам. Предполагалось создание каскада перехватывающих парковок (общей вместимостью 3 тысячи 150 мест) в районе Сенного рынка (1 тысяча 300 машиномест), в районе рынка «Привоз» (500 машиномест), на пересечении улиц Серова и Новоузенской (300 машиномест), в районе автовокзала (450 машиномест), в районе СГЮА (600 машиномест), улица Сакко и Ванцетти - Мирный переулок (600 машиномест), в районе железнодорожного вокзала (500 машиномест. Исключением является разве что район улиц Первомайская - Радищева, где предполагалось предусмотреть возможность размещения 125 транспортных средств, но в этой части проект был реализован ценой спиливания деревьев и принесением в жертву пешеходной зоны.

Сейчас в структурах муниципальной власти могущество семейной бизнес-триады «Полянский, Гнусин, Никитин», похоже, достигло своего апогея: первый оккупировал одну из «прибыльнейших» комиссий гордумы, а двое других сконцентрировали в своих руках сферу деятельности, которая напрямую завязана с экономическими интересами депутата-дельца, и имеют возможность направлять финансовые потоки из бюджета в карман своего подельника. Предположение о том, что глава Саратова Валерий Сараев не в курсе экономических схем, реализуемых семьями собственных подчиненных, вряд ли можно разумно обосновать. В данном случае более уместно поразмышлять над тем, закрывает ли градоначальник на такие шалости глаза или может получать долю с оборотистых заместителей.

Продолжение следует…

Статьи